Baikal. Bear trail

Как я встретила медведя на Байкале

Хотите настоящего экстрима – отправляйтесь на Байкал, или история о том, как мы встретили медведя.

Я всегда считала себя больше туристом, чем путешественником. Все-таки комфорт гостиниц, прогулки по основным достопримечательностям различных городов и еда в кафе – имеют свои плюсы. Но со временем даже это стало надоедать и захотелось чего-то большего. А тут как раз в планах наметилась поездка на Байкал. Здесь я уже испробовала различные варианты отдыха: жила и в шикарных отелях, и в бичевских номерах по 15 кроватей в каждом (и поверьте, дормиторией это назвать сложно – это именно 15 шконок в одной комнате), и даже с палатками выбиралась на одну ночь. В этот раз захотелось настоящего, дикого отдыха. Чтобы прямо на 2 недели с палатками, чтобы вокруг только тишина и бескрайний Байкал, чтобы в любое время можно было сорваться и поехать на новое место. В общем, неистово захотелось походной романтики. Да и себя проверить. Выдержу ли я? 2 недели без нормального душа, туалета, интернета и прочих прелестей городской жизни.

Пляж Усть-Баргузина. Байкал. Бурятия. Россия.

Опущу много ненужных подробностей, как планировали, выбирали, закупались, организовывались, меняли планы и так далее. В итоге на покорение Байкала отправилось 5 бойцов. Первым нашим остановочным пунктом была Безымянка (местность, где река Безымянка впадает в Байкал). Тут мы провели первые 5 дней и это мало походило на настоящий поход: вокруг много людей, организованы места для стоянок – есть дрова, костровища, туалет, а кое-где даже лавки и столы. Поэтому мы наслаждались теплой погодой, отдыхали и радовались, как легко и здорово все идет.

Безымянка. Байкал. Республика Бурятия. Россия.

На 5 день стало уже скучно и захотелось разнообразия, уединения и новых пейзажей. За этим решено было отправиться в Забайкальский национальный парк в сторону Чивыркуйского залива. По дороге один путешественник был потерян, так как неудачно встал на водные лыжи и поехал лечить спину в Улан-Удэ. В итоге мы вчетвером двинули дальше по Баргузинскому тракту. К этому времени многие районы охватили пожары, в частности сильно горели леса полуострова Святой Нос, к которому мы собственно и направлялись, поэтому по дороге все вокруг было в плотной дымке и запах гари проникал в машину. При въезде в национальный парк дыма уже было меньше, но все вокруг судачили о медведях. Мол в парке есть медведи, нападают на палатки в поисках еды. Мы послушали диких историй, подумали, что это не про нас, спросили у сторожа – куда лучше всего поехать и двинули в путь. Ну, вот почему люди никогда не слушают, что им говорят? Сказано же – в парке медведи! Почему такая информация всегда фильтруется – мол, ну нам же так в жизни не повезет, люди же всю жизнь живут в этих районах и ни одного медведя в жизни не видели.

Байкал. Баргузинский залив. Забайкальский национальный парк. Бурятия.

По совету сторожа мы не поехали к самому Чивыркуйскому заливу, а остановились на песчаных дюнах Баргузинского залива. Впереди Байкал, парочка сосен, песок и дальше болота. Ну, какие тут медведи? Людей практически нет – с одной стороны в 50 метрах одна машина и с другой. Расположились, разбили лагерь, нашли дров, поставили палатки, днем дружно отоспались. Вечером стало вообще хорошо: тишина, уединение, шум Байкала, треск костра. Прямо нашли то, чего хотели – казалось, что мы вообще далеко-далеко от цивилизации. Все шло весело и задорно: жарили на костре сосиски, поймали радио на рации, вели душевные разговоры, начали разливать армянский коньячок по рюмочкам… Тут Лешка по нужде пошел в кусты ближе к берегу. Возвращается с круглыми глазами: «Ребята, вы только посмотрите как горит Святой Нос!». Мы выбегаем на берег, смотрим направо в сторону полуострова и видим ужасную и в тоже время потрясающую по красоте картину. Леса полуострова горят красным пламенем. И если днем оттуда валили просто клубы дыма и толком было не разобрать, где кончается небо и начинаются горы, где облака, а где дым, то сейчас, в темноте… это было похоже на извержение вулкана! Как будто красная лава извергается из жерла и льется вниз. Святой нос пылал! Мы стояли завороженные и не могли отвезти глаз. Тишину прервал Леша, который спокойным голосом всем сообщил: «А что это за движение слева? Там не медведь ли случайно?».

Полуостров Святой Нос. Вид с реки Баргузин. Бурятия. Россия.

Находясь все еще в возбужденном состоянии, я не придала значения этим словам. Поворачиваюсь, включаю фонарик и просто столбенею. Буквально в 10 метрах от нас, прямо по кромке воды идет медведь. Настоящий, большой бурый медведь. Он тоже обратил внимание на внезапный свет и голоса, повернулся в нашу сторону. Я не знаю, откуда во мне взялись силы заорать нечеловеческим голосом: меееееедвеееедь! Я не смотрела, что делал в этот момент наш мишка (и да, я не успела его сфотать, как спрашивали многие). Меня совсем не интересовало, побежал ли он за нами и что будет дальше. Моя цель была одна – добежать до машины. Слава богу, одна девчонка как раз была в этот момент в машине и она была открыта. За секунду (!!!) мы долетели до машины, я пыталась со своей большой жопой протиснуться через водительское сидение, но руль очень этому мешал. Леша вложил все свои силы, пропихнул меня дальше, мы закрыли все двери и в течение первых 10 минут мы просто извергали из себя неконтролируемые выкрики, маты и бессвязную речь. Начали сигналить, чтобы разбудить соседей. Соседи проснулись, тоже начали шуметь, подкидывать дрова в костер.

Brown bear (Ursus arctos)
Мишка не наш, но похож

Если вы думаете, что это было страшно, то нет, вы ошибаетесь. Было очень страшно. Ты в лесу, вокруг практически никого нет и темнота, хоть глаз выколи, если размер этого медведя был средний, то по рассказам местных – рядом гуляет его мамка и ее размер не меньше приличного джипа, то есть нашу машину перевернуть при желании для нее было бы не сложно, мы стоим в песке – закопаться в нем по уши машине раз плюнуть, все вещи на улице, на костре радостно жарятся сосиски и приглашают медведя зайти на огонек. Многие потом говорили: «Ой, да чего было бояться, медведи на людей не нападают просто так». Ну, да. Все же у нас заводчики медведей и росли с ними с детства и знают, кто как себя поведет. В общем, все вели себя так, как будто медведей встречают ежедневно, жмут им лапу и делают селфи. Одни мы такие трусы и истерички.

Не  спали  мы  часов  до  4-х утра.   Слава богу,   в  машине нашли вино. Страх сменился паникой, вино помогло панике перерасти в смех. Но пока я окончательно не уснула, сердце екало. Милые пейзажи днем в темноте казались сосредоточением опасности и, конечно же, медведей. Медведи в моем больном сознании прятались за каждым кустом. Внезапно каждая кочка, сопка, пенек стали напоминать медведя. Но он так и не пришел. В итоге усталость и стресс взяли вверх и мы смогли уснуть. Проснулись, как только стало светло, с опаской вышли из машины, пошли на берег, чтобы убедиться, что это все-таки не были самые сильные и массовые галлюцинации в истории. А то мало ли, чего там добавляют в Армении в коньяк. Глюков не было. Вдоль кромки воды тянулся медвежий след. Оказывается, мишка вообще никак на нас не отреагировал! Он даже не шелохнулся. Увидел нас, подумал, ну что за идиоты, и пошел дальше. Но свернул в соседний лагерь к другим, которых ночью разбудить мы не смогли. Утром оказалось, что все живы, а мишка ушел ни с чем.

Следы медведя. Байкал. Баргузинский залив. Забайкальский национальный парк. Бурятия.

Мы собрали вещи и рванули оттуда на встречу другим приключениям. Сейчас это вспоминается как веселый вечерок, а тогда я готова была отдать все, лишь бы оказаться в другом месте. Тогда я проклинала палатки, а сейчас уже готова отправиться в новый поход. Единственное, какой вывод я сделала из той ситуации: если тебе говорят, не езди туда – там медведи. То там медведи. Да, там медведи. В смысле, настоящие медведи. Слушайте советы, больше путешествуйте и будьте осторожны!

Байкал. Баргузинский залив. Забайкальский национальный парк. Бурятия.