Байкал. Чивыркуйский залив

Лучшие места Северного Байкала

Отчет участника Международной Байкальской конференции

День первый, 11 декабря

Первое впечатление при посадке самолета на северобайкальской земле – за бортом всего минус 13 градусов! Это при том, что в Улан-Удэ утром было минус 33. Мы все ожидали сильного мороза. Многие участники конференции специально приобрели валенки для поездки в Северобайкальск.

Но,  как  по  заказу,  для участников конференции погода стояла замечательная. Было солнечно, относительно тепло.

В Нижнеангарске прямо у борта самолета нас встречал автобус.

Первая остановка — нашу делегацию встречали хлебом-солью в национальных костюмах у стелы «Северобайкальск» на берегу Байкала. Здесь впервые перед нашим взглядом открылась величественная панорама на зимний Байкал.

Расстояние  от Нижнеангарска до Северобайкальска — 25 км, преодолели его минут за 30. Все дружно пообедали в столовой Бурятского республиканского многопрофильного техникума инновационных технологий, в здании которого впоследствии проходила работа круглых столов и секций, а затем поехали расселяться по гостиницам.

Нашу группу заселили в гостиницу «Байкал-Сервис».

Гостиница «Байкал-Сервис» находится в черте города в великолепном сосновом бору. Хозяйка Евгения Игоревна – радушная и очень гостеприимная. «Байкал-Сервис» представляет собой отдельные коттеджи, находящиеся в лесном массиве в 10 минутах от центра города и от озера Байкал. Нас поразили уютные благоустроенные номера, оснащенные всей необходимой техникой, очень теплые, уже по-новогоднему нарядные. О том, как нас кормили в «Байкал-Сервисе», расскажу позднее более подробно, так как это отдельный разговор.

Сразу после расселения,  забрав вторую часть группы, которая проживала в гостинице «Олимп» в центре города, мы отправились на первую экскурсию.

Республиканское агентство по туризму и администрация города Северобайкальск в рамках конференции организовали для представителей СМИ ознакомительный тур достопримечательностей Северобайкалья.

Наши гиды: Каурцева Елена Дмитриевна, директор ТурИнфоЦентра «Сто девятый меридиан» и Наталья Сергеевна всю дорогу рассказывали нам о достопримечательностях своего края.

Мы  узнали,  что  Верхнеангарский  острог  был  основан в 1646 году казаками. Для сравнения – город Верхнеудинск основан в 1666 году, а Иркутск – в 1661.

Наше   путешествие   началось   с   того,   что   мы  посетили стелу «Эвенки Северобайкальска», которая была открыта в этом году в День туризма 27 сентября. Стела выполнена в виде стилизованного национального бубна.

На следующей остановке мы смогли увидеть остров Ярки, который является водоразделом между реками Кичера и Верхняя Ангара и озером Байкал. По сути, остров Ярки образовался как гребень встречных волн Байкала и рек. Остров Ярки представляет собой узкую песчаную гряду длиной около 11 километров и шириной от 100 до 400 метров. Превосходные песчаные пляжи, теплая вода, замечательная рыбалка. В июле это место отличного отдыха. Вода прогревается на Ярках аж до 26 градусов!!! Чем тебе не Турция!

В то же время,  несмотря  на  такие температуры летом, остров Ярки расположен на самом севере Байкала. Мы вышли из автобуса и подошли к скульптуре, которая называется «Самая северная точка озера Байкал». Но холодный зимний ветер «хиус» не дал возможности долго полюбоваться байкальской панорамой. Здесь мы в полной мере почувствовали на себе, что такое «хиус». Даже при температуре минус 15 можно незаметно и сильно обморозить лицо. «Хиус» пронзает насквозь в любой одежде. За такой «подвиг» каждый из нас получил Сертификат о том, что он побывал на самой северной точке Байкала!

Самая Северная точка озера Байкал

После посещения самой северной точки мы поехали в тепло. Нас тепло встретили в Районном историко-краеведческом музее города Нижнеангарска. Красивые девушки в эвенкийских костюмах исполнили национальный музыкальный номер и провели для гостей обряд «очищения». Руководитель музея очень интересно рассказала об истории края, желающие сфотографировались в национальном эвенкийском костюме и приобрели уникальные сувениры из экологических материалов: дерева, кости, меха нерпы. Поблагодарив радушных хозяев, мы отправились дальше по маршруту.

Село Холодное, а точнее школа-музей села Холодного, были нашей следующей интересной остановкой. Село расположено на реке Холодная. В школе обучается всего 35 детей, так как население села составляет около 400 человек. В школе очень много кружков – спортивных, прикладное творчество, регулярно проходят спартакиады по национальным видам спорта. В школе богатый музей, в нем хранится много экспонатов по истории села, предметы утвари, старинные инструменты для выделки кожи, снаряжение для охоты, старинные меховые лыжи и многое другое.

Далее наш путь лежал на термальный источник «Дзелинда». Дзелинда расположена в 72 км к востоку от поселка Нижнеангарск или в 92 км от Северобайкальска в долине реки Верхняя Ангара в смешанном лесу. Весь комплекс выполнен из дерева, украшен ручной резьбой.

На Дзелинде мы все дружно приняли горячие ванны и провели совместный вечер знакомств за дружеским столом, который подготовили для нас кураторы нашей группы. Наши кураторы всегда были с нами, не оставляли нас ни на минуту, предупреждали каждое наше желание. Большое им спасибо! На ужине мы с удовольствием провели дегустацию продукции Нижнеангарского рыбозавода: омуль разных способов приготовления, а также познакомились друг с другом.

День второй, 12 декабря

Первый день конференции. Все участники были уже знакомы друг с другом. Обсуждения на секциях шли интересно и оживленно.

Помимо конференции в специально организованном для СМИ пресс-туре мы смогли посетить Дворец культуры «Железнодорожник». Во дворце культуры нам показали музей, в котором есть много экспонатов, посвященных БАМу и Зимний сад – гордость Северобайкальска. Кстати, Зимнему саду в этом году исполнилось 23 года, и все это время прилагались огромные усилия, чтобы содержать его в таком образцовом порядке. Директор дворца культуры молодая девушка с большой гордостью рассказывала и о музее, и о Зимнем саде, и о концертном зале, который рассчитан на 600 посадочных мест, имеет уникальный занавес ручной работы и часто встречает московских «звезд». Вообще, мы находимся второй день в Северобайкальске, а уже встретили столько увлеченных людей, у которых глаза горят, и они являются настоящими патриотами своей малой родины.

После посещения Дворца культуры, мы направились знакомиться с местами размещения туристов – турбазы, гостевые дома. Нам удалось посмотреть лишь немногие из них: гостиница «Олимп», гостиница «Турист», «Дом у Байкала», гостиница «Визит» и гостиница «Золотая рыбка». Посетив гостевые дома и гостиницы, мы убедились, что гостей здесь ждут в любое время года. Комфортные благоустроенные, очень теплые номера, отличная кухня с блюдами любой национальной кухни, русская баня, отличный вид на Байкал, санки, лыжи, снегокаты, катера, почти везде есть зона барбекю, бильярд, бассейн, бесплатная стоянка, Wi-Fi. а в некоторых гостевых домах есть даже тренажерные залы. Кроме этого, хозяева турбаз готовы предложить проведение различных туров по Байкалу, трансфер до горячих источников, организовать для вас охоту, рыбалку! Теперь понятно, почему один раз побывав на Северном Байкале, хочется возвратиться сюда снова и снова!

Северный Байкал. North of Lake Baikal
Северный Байкал

День третий, 13 декабря

Рано утром мы отправились в легендарное село Байкальское. Нашим гидом сегодня выступила житель села Байкальское, знаток истории и культуры местных жителей, преподаватель с большим стажем, ныне опытный экскурсовод Татарникова Нина Сергеевна. По дороге мы остановились у Малого и Большого Слюдянских озер. Это излюбленное место массового отдыха как местных жителей, так и большого числа приезжающих туристов. Село Байкальское находится в 40 км от Северобайкальска. В селе Байкальское проживает 700 человек. Сельской школе 90 лет. Если село Холодное, в котором мы были вчера – образец эвенкийского поселения, то село Байкальское – образец русского поселения. Когда то раньше в советское время в селе был даже аэропорт. В селе был колхоз «Победа», который был в свое время колхозом-миллионером. Сообщение с другими населенными пунктами в летнее время и раньше и сейчас происходит водным путем: на катерах, лодках, на «комете». В селе живут потомственные рыбаки и охотники. Нам показали снаряжение для охоты на нерп: нарточки, кошеву, пешню. «Байкальские поморы» — так гордо называют себя коренные жители северобайкальских сел. В окрестностях есть сопка Кивильская — так вот она является своеобразным «барометром» для всех местных жителей. Мы посмотрели местные достопримечательности: мыс Лударь — «Камень» — огромный утес, круто нависающий над Байкалом. Затем мы поднялись на мыс Красный Яр, с которого открывается великолепная панорама. У меня, как человека, родившегося и выросшего в Республике Бурятия и каждое лето отдыхающего на Байкале, и то зародилось чувство – кто не видел Северного Байкала — не видел настоящего Байкала вовсе. А представляете впечатление человека, впервые очутившегося на Байкале!!! Нет, словами это не описать! Нужно обязательно подняться на Красный Яр. Мы были в первой половине дня и наблюдали как раз поздний зимний восход солнца. Просто неописуемо…

Северный Байкал. Местность Хакусы. Nort of Baikal. Hakusy
Северный Байкал. Местность Хакусы.

От Байкальского можно добраться до мыса Котельниковский летом пешком или на конях по горной тропе, а зимой такое путешествие можно проделать по льду!

После восхождения на Красный Яр, что находится в непосредственной близости села Байкальское, мы отправились к Лударским пещерам. Лударская тропа – это участок Большой Байкальской тропы. Мы смогли дойти только до Малой Лударской пещеры. В зимнее время доступ к Большой Лударской пещере несколько затруднен. Нужно иметь специальную обувь, чтобы подобраться к ней. В Лударских пещерах найдены старинные петроглифы – древние рисунки на камнях.

После путешествия к Лударским пещерам, мы еще успели посетить круглые столы на конференции. После окончания круглых столов всю нашу группу повезли на бурятское обрядовое место «Обоо», где мы приняли участие в бурятском обряде и поучаствовали в мастер-классе по исполнению национального танца «ехор». Это было по-настоящему весело – чувствовать плечо соседа и танцевать «ехор» в одном из самых красивейших мест в мире на берегу Байкала! Спасибо Центру традиционной культуры «Баяр»!

Потом мы все вместе отправились в музей истории БАМа и Северобайкальскую картинную галерею. Мы узнали, что в Северобайкальском районе проживают люди самых разных национальностей: это русские, буряты, эвенки, казаки, а также только здесь проживают люди, которых смело можно отнести к так называемой «бамовской субкультуре». Особенно остро мы это почувствовали, когда увидели и услышали с какой гордостью рассказывают абсолютно все жители Северобайкальска и Северобайкальского района о БАМе. Абсолютно все – от гидов в музее БАМа и музее Дворца культуры «Железнодорожник» до случайных знакомых — в кафе, на улице, в гостинице, в общественном транспорте. После экскурсии многие участники конференции приобрели в музее сувениры, сделанные руками местных мастеров.

Вечером этого же дня мы поехали на экскурсию в поселок Солнечный, где находится горячий источник Гоуджекит. И снова окунулись в «зимнюю сказку».

Северный Байкал. Lake Baikal
Северный Байкал

День четвертый, 14 декабря

День нашего отъезда. Попрощались с гостеприимной хозяйкой гостиничного комплекса «Байкал-Сервис», которая угостила нас великолепным завтраком. Кстати, на завтрак в «Байкал-Сервис» подаются очень изысканные блюда, например, фаршированные блинчики с мясом, яйца домашних кур, и, конечно, фирменный рыбный пирог, вкус которого мы не могли долго забыть! Забота радушных хозяев чувствуется во всем. Особенно нас тронуло то, что молоко к кофе всегда подавалось подогретым. Отличная сервировка, стилизованная обстановка кафе «Байкал-сервис»– все располагало к уютному отдыху.

Затем мы поспешили на заключительное совещание конференции, попрощались с новыми друзьями и коллегами и отправились в аэропорт. Пока мы находились в аэропорту и во время полета все время думалось о том, что природные богатства Северного Прибайкалья настолько многообразны, что делают этот край особо привлекательным для развития экологического, познавательного, спортивного, водного, горного и других видов туризма. Панорама северной части Байкала в оправе Баргузинского, Верхнеангарского и Байкальского хребтов неповторима и красива в любое время года. Можно туристов сюда везти не только летом. Вот мы приехали в середине декабря, в самое холодное время года и все равно получили массу положительных эмоций.

Конечно, за эти несколько дней перед нами только слегка приоткрылся чудесный мир Северобайкалья. Слюдянские озера и остров Ярки, заповедник «Баргузинский» и гора Черского, бухта Аяя и озеро Фролиха, Гоуджекит и Хакусы, Дзелинда и мыс Котельниковский – все эти достопримечательности Северного Байкала уникальны и неповторимы. Сюда хочется возвращаться еще и еще раз!

Северный Байкал. Местность Хакусы.. Nort of Baikal. Hakusy
Северный Байкал. Местность Хакусы

Текст: Ольга Шерхоева (www.visitburyatia.ru/)

Если вам понравился наш рассказ о поездке на Байкал и вы решили туда отправиться, читайте на нашем сайте рубрики «Общая информация о Байкале» или «Как добраться до Байкала». А также вы можете почитать нашу статью «Бурятия — Солнечная страна на стыке миров».